Сейчас в околоэкономических кругах началось активное обсуждение программы Глазьева-Титова-Клепача и примкнувшего к ним Миркина. Глазьев - фрик от экономики с явно выраженным уклоном в развитой социализм, Титов - старый и абсолютно бесполезный пиздобол, любящий по большим праздникам напяливать пиджак либерала-западника, а Дворкович - вообще помощник Медведева, евпочя. Наиболее взвешенным и разумным среди этой гоп-компании представляется Миркин, но судя по его выступлениям в прессе, он просто за все хорошее и против всего плохого. То есть идей у него много, но вот о условиях их реализации и необходимых для этого действиях он скромно умалчивает. И абсолютно ясно, почему именно - достаточно просто уточнить его должность.
На этом фоне граждане, не связанные официальными постами, позволяют себе гораздо больше конкретики и свободы в логических построениях. С нами опять товарищ Мовчан, последовательно критикующий вышеуказанную программу. Интересна даже не сами критические замечания, а указание на общие условия, почему эта программа (как, впрочем, и любая другая на ее месте) не будет работать.
Между тем вряд ли лучшим умам страны стоит биться над загадкой, как спасти российскую экономику. Рецепт очевиден и давно опробован. Триллион долларов российских частных денег лежит в банках Европы и Азии под 0% годовых. Несколько триллионов международных инвесторов приносят им пару процентов в год в лучшем случае. Уже сотни тысяч предпринимателей, изобретателей, топ-менеджеров перебрались из России в последние годы в другие страны, где они создают вполне конкурентные продукты. И деньги, и люди бегут от несоразмерных рисков – криминальных, административных, политических, которые, в сущности, есть проявление одного – гипертрофированной роли аппарата государства, поставившего себя и над экономикой, и над законностью, и даже над процессом выборов власти.
Сократить риски за счет создания настоящих институтов правоприменения (что, кстати, предлагается и в докладе), ухода государства из экономики, сокращения регулирования и надзора – значит снизить стоимость денег и обеспечить их приток – без всякой эмиссии. Демонополизация избавит от необходимости регулировать тарифы и снизит себестоимость. Демилитаризация и дебюрократизация позволят снизить налоговую нагрузку, направить средства в социальную сферу, образование, повысить качество медицины и, значит, эффективность трудовых ресурсов. Обеспечение ответственности государства за исполнение им законов и мораторий на изменения (либо гарантия компенсации убытка) вернут в страну настоящую элиту – тех, кто будет строить бизнес, науку и культуру (и подтолкнет к эмиграции тех, кто хочет только пользоваться ресурсами страны в своих интересах). Только так нам удастся избавиться от химер – даже у древних греков получилось, чем мы хуже?Итого, heart of the problem находится в области не экономики, а политики. Той самой политики, которая есть дом, который построил Джек. И без изъятия из этой системы Джека с попутным потрошением его
чад и домочадцев наследства проблема не решится, даже если нефть будет по 200, санкции снимут, а 85% мирового сообщества будет пускать при виде российского флага слезу благодарности и умиления.