shipreck_s: (Default)
shipreck_s ([personal profile] shipreck_s) wrote2016-12-30 02:44 am

Научно-технический прогресс и управление государством

Наткнулся на пару забавных статей, за авторством одного и того же товарища.

В современной экономике критически важную роль играют технологии и модернизация на базе новой технической революции. Но в команде либеральных реформаторов нет ни одного специалиста, который хотя бы отдаленно занимался проблемами научно-технической революции. Технологическое отставание России от Запада, которое и так уже достигло критического уровня, еще больше углубится.

Эта цитата является лишь небольшой частью информационного посыла публикации, но она критически важна. Особенно в свете вот этих изысканий. Головная статья цикла - по ссылке, а продолжение можно найти, отмотав ее в самый низ. Весьма забавно, кстати, что товарищ Мухин числится в убежденных путинистах.

Если провести опрос среди граждан о том, кто является главным врагом России, победит президент США. Имя — неважно. На протяжении десятилетий мы убеждены, что хозяин Белого дома — наш главный враг, который вставляет нам палки в колеса и вечно строит пакости. Но на самом деле, главный враг России — американский инженер и бизнесмен.

Эта статья затрагивает еще более фундаментальную проблему. А именно - почему у нас технические инновации возможны только в гособоронзаказе и только под эгидой академиков. А кто не все, тот сядет по 283-й. Невозможность коммерционализации научно-технических разработок в России является давним и принципиальным тормозом на пути развития страны. И вызвана эта проблема даже не структурой экономики, а устройством общества. Которое является функцией менталитета основной массы населения, кто бы по этому поводу что не говорил.

[identity profile] yu00.livejournal.com 2016-12-30 10:28 am (UTC)(link)
Высокотехнологичный бизнес тут невозможен потому что норма прибыли на совершенно архаичных вещах на порядки выше чем в развитых странах. Даже если убрать любое госрегулирование, никто не будет вкладываться в электромобили, когда тупая стройка жилых площадей в городе Москве в разы выгодней. Нет у нас другого пути к технологиям, кроме как через академиков, мегаКБ и государство.

[identity profile] shipreck-s.livejournal.com 2016-12-30 10:46 am (UTC)(link)
Речь немного не об этом. А о том, что даже если задаться целью, в существующих условиях ты не можешь заниматься технологиями в РФ. И не во внутреннем спросе дело, а именно в обществе и законах как зеркале оного.

Ты пойми вещь простую. Большое вырастает из маленького. Боинг начинал с двух гидропланов, собранных для лесной службы. Эплы с мелкомягкими тоже из гаражей выросли. То есть это дело рук энтузиастов, для которых сфера их деятельности представляет собой в первую очередь не способ заработка, а некий научно-технический интерес. Который уже потом тем или иным способом коммерционализируется.

Люди, которые возятся с железками в гаражах, не пойдут в фермеры или строители, потому что там выше норма прибыли. У них нет желания этим заниматься. Они хотят ковырять свои электромагнитные ведра или делать делать программируемый почесыватель яиц с облачным хранением данных и GSM-активацией. Но здесь попытка продать результаты работ моментально приведет к серьезным проблемам с законом. особенно, если для этих работ требуется определенная номенклатура комплектующих или контрольно-измерительной (вариант - обрабатывающей) аппаратуры. Ты ее просто так не купишь.

И вот в этом ритме вальса все идет по кругу. От больших и типа новых ракет и самолетов, и кончая всякой хуетой типа мобильников. И по-другому не будет до тех пор, пока общественное сознание (и его визуализация в виде властей) не испытает трансформацию, сравнимую с годами великого перелома 30-х. А до тех пор все надежды можно связывать только с ценами на сырье. То, другое, пятое, десятое...

[identity profile] yu00.livejournal.com 2016-12-30 11:20 am (UTC)(link)
Нет, дружище.
Касперий тоже начинал с того что кодил в комнатушке, и яндекс был написан с нуля. Просто они поймали волну когда рынок только формировался. Сейчас, если у любого небольшого технологического проекта - единственный способ выжить - продаться тому же яндексу или какому-либо еще крупному бизнесу, который в проекте заинтересован.
Потому что не найти инвесторов на почесыватель яиц.
Хайтек возмжен только при участии очень крупных структур. Увы.
Пример из личного опыта.
2003 год. Краснодарский край. Нет еще никакого 4G и вообще интернет в 128К в провинции это роскошь. Банкоматы работают через диапап или вообще по Х.25. Нефтяной терминал в Порту-Кавказ. Весь документооборот с офисом в МСК по факсу. Появляется возможность с местной сотовой вышки получить таймслот и интернет. Цена вопроса - последняя миля - метров 150 и $300 абонентки. На что местный босс дает такой ответ. За $300 местный мальчик будет бегать в Мосву с факсами по трассе М4 пешком. Вот так.
2016 год. Я работаю в конторе, которая создает собственную вычислительную платформу, средства обработки больших данных, облачные сервисы, я думаю и до роботов скоро дойдет. Тока эта контора такая, что бюджет ее побольше нескольких федеральных министерств вместе взятых, а возможности порядково сопоставимы с государством. Такие вот дела.

[identity profile] shipreck-s.livejournal.com 2016-12-30 12:48 pm (UTC)(link)
Хайтек совершенно необязательно должен быть ориентирован на внутренний рынок. Для страны как раз выгоднее, чтобы он был ориентирован на рынок внешний. Ну и второй момент - инвестор также может быть внешним. Будет он там, или нет - вопрос другой. Но возможность такая должна быть. Сейчас ее нет.

[identity profile] yu00.livejournal.com 2016-12-30 12:51 pm (UTC)(link)
Вот тут ты 146% прав!
Когда ты ориентирован на внешний рынок и иностранного инвестора у тебя только один выход - трактор и валить.

[identity profile] Юрий Лобарев (from livejournal.com) 2016-12-30 09:18 pm (UTC)(link)
"Хайтек возмжен только при участии очень крупных структур. Увы."

Это если изобретать велосипед или обвес к нему.

А если вместо велосипеда сделать складной самокат или самоходный моноцикл -- то не обязательно.

В качестве примера:

http://smoliarm.livejournal.com/272405.html

Это, разумеется, не гараж. Но и не "контора с бюджетом поболее федеральных министерств".

[identity profile] yu00.livejournal.com 2016-12-30 09:48 pm (UTC)(link)
Я имел ввиду Россию. У нас такое, к сожалению, невозможно

[identity profile] Юрий Лобарев (from livejournal.com) 2016-12-31 01:32 am (UTC)(link)
Тут не возражаю. Но это ведь то же самое, о чем Михаил писал, разве нет?

А Ваше утверждение, пожалуй, до известной степени универсально.

Вот еще один пример возьмем, с малыми гражданскими беспилотниками. Несколько лет назад тема "сборки в (условном) гараже" (с попутным программированием/отладкой управления) была как бизнес-идея, пожалуй, актуальна (но не у нас :) ) и, наверное, при наличии времени могла бы во что-то большее развиться, после того, как китайцы вышли на рынок с конвеерными девайсами, управляемыми с планшета, ниша закрылась.

Сейчас еще можно предложить интересные программные решения для них (как пример, программу для осуществления аэрофотосъемки участка местности), через пару лет это станет очень-очень сложно. Потребуется что-то радикально отличное от существующих систем. Ну и придется его придумать, и очередной деятель сорвет на этом куш...
Edited 2016-12-31 03:46 (UTC)

[identity profile] shipreck-s.livejournal.com 2016-12-31 07:26 am (UTC)(link)
Сестра известной тебе Татьяны Х, с мужиком со своим, последние лет несколько промышляли тем, что ваяли софт геодезический, позволяющий на основе материалов съемок с дронов вести расчеты, связанные с землеустройством, строительными работами и тд. И даже сумели влезть к одному из крупных московских застройщиков. Правда, не знаю, чем это все закончилось. Хотя судя по тому, что последнее время они находятся за океаном, стартап пошел по песде.

[identity profile] yu00.livejournal.com 2016-12-31 08:11 am (UTC)(link)
>Но это ведь то же самое, о чем Михаил писал, разве нет?
Нет.
Долго объяснять. Приведу еще раз хороший пример.
https://habrahabr.ru/post/218171/

[identity profile] Юрий Лобарев (from livejournal.com) 2016-12-31 01:55 pm (UTC)(link)
Опять-таки не возражаю против написанного там.

Хотя автор, упомянув капитал, логистику и пошлины, ничего не сказал о налогах как инструменте регулирования (да, я в курсе, что в системе, где первые, вторые и третьи государственные лица связаны с добывающими и строительными корпорациями, иное невозможно, но ведь автор рассматривает вроде как объективные основания разбираемого явления).

Но, применительно к моей ссылке: казалось бы, умозрительно, только у нас такое и было возможно, учитывая массу денег, влитых в "ракетную науку" в советский период и упавший после 91-го спрос со стороны Главного Заказчика.

Ан нет, ракеты "в гаражах" делают новозеландцы -- новозеландцы, Карл! (кстати, это хороший такой комментарий к статье -- о необходимости предварительных невъебенных инвестиций) -- а у нас за последние три года даже в тяжелом весе чисто пусков упало чуть не вдвое, а из частников была и есть только "Даурия" (если еще жива).

[identity profile] shipreck-s.livejournal.com 2016-12-31 07:47 am (UTC)(link)
По ссылке интересен даже не столько пост, сколько каменты.

[identity profile] Юрий Лобарев (from livejournal.com) 2016-12-31 07:53 am (UTC)(link)
Это как обычно.

Офф

[identity profile] Юрий Лобарев (from livejournal.com) 2016-12-30 09:25 pm (UTC)(link)
Кстати, Мих, ты не мог бы расшарить:

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=10211825318856215&id=1467256875

Вдруг кто из твоих читателей найдется в столице нашей Родины...

[identity profile] shipreck-s.livejournal.com 2016-12-31 07:27 am (UTC)(link)
Ссылка раскрыта. У меня вообще нет ограничений на публикацию ссылок в явном виде, так что можешь не изгаляться с пробелами.

[identity profile] Юрий Лобарев (from livejournal.com) 2016-12-31 07:56 am (UTC)(link)
Я знаю, что раскрыта.

to share = делиться, я это имел в виду.

[identity profile] shipreck-s.livejournal.com 2016-12-31 08:02 am (UTC)(link)
Юрс, я не занимаюсь публикацией подобного рода просьб и призывов. По личным соображениям. Извини.

[identity profile] Юрий Лобарев (from livejournal.com) 2016-12-31 09:09 am (UTC)(link)
Почему? Просто интересно. Можешь ответить в личку и стереть ветку.

Вопрос ведь -- в данном конкретном случае -- вовсе не в деньгах, там бы любой осторожничал и я бы его прекрасно понял.

Более того, вопрос даже не в конкретном человеке и городе, если шире смотреть...

[identity profile] shipreck-s.livejournal.com 2016-12-31 09:12 am (UTC)(link)
Просто личные настройки. Не хочу обсуждать.